Самая примечательная достопримечательность района Якиманка — это ГЭС-2, возведённая в самом начале XX века. Проектированием и строительством этого знакового объекта занимались выдающиеся русские инженеры: М. К. Поливанов, Н. Г. Сушкин и В. Г. Шухов. В статье мы расскажем о целях строительства, архитектурных особенностях и судьбе этой электростанции до и после революции.
Для чего строили ГЭС-2
В конце XIX века в Москве появился новый вид транспорта — трамвай. Он быстро вытеснил конку благодаря своей надёжности и простоте эксплуатации. Однако разветвлённая сеть трамвайных путей требовала большого объёма электроэнергии. Первоначально электроснабжением занимались частные компании, в том числе «Акционерное общество электрического освещения». Однако на рубеже веков власти Москвы приняли решение выкупить частные активы и создать централизованную электростанцию для питания трамвайных линий.
Работы начались в 1904 году на территории бывшего винно-соляного двора. Это место находилось в государственной собственности, поэтому выкуп земли не потребовался. Интересно, что идея построить электростанцию в этом районе обсуждалась ещё в конце XIX века инженером П. Н. Яблочковым. Он предлагал использовать её для снабжения электроэнергией Храма Христа Спасителя, хотя трамвайных линий тогда ещё не существовало.
Строительство ГЭС-2 завершилось в 1907 году, с задержкой из-за революционных событий 1905 года. Торжественное открытие станции состоялось в 1909 году в присутствии Н. Гучкова и других городских чиновников. ГЭС-2 успешно обеспечивала энергией трамвайные линии Москвы почти столетие.
Архитектурные особенности ГЭС-2
Здание станции, спроектированное архитектором В. Н. Башкировым, выполнено в новорусском стиле. Его отличают широкие окна, полукруглые арки и декоративный шатровый купол. Выдающиеся 62-метровые трубы, хоть и контрастировали с общей эстетикой, не портили общего впечатления. На строительство ГЭС-2 было потрачено свыше 2 миллионов рублей.
Электростанция изначально работала на нефти, поступавшей из хранилища вблизи Симонова монастыря. В начале 1910-х годов было установлено новое оборудование, а в 1917 году мощность станции увеличилась более чем вдвое благодаря модернизации.
ГЭС-2 после революции
После Октябрьской революции станция перешла под контроль государственных структур — сначала ОГЭС, затем МОГЭС. В 1925 году объект получил название ГЭС-2, а ГЭС-1 стала называться Раушской электростанцией. В этот период электростанция перестала обслуживать исключительно трамвайные линии, поставляя электроэнергию в общую сеть.
В 1920-х годах котлы ГЭС-2 были переведены на уголь-антрацит вместо нефти. В годы Великой Отечественной войны часть оборудования была демонтирована и отправлена на восток страны, а оставшиеся котлы переоборудованы для работы на дровах. После войны котлы адаптировали под природный газ и мазут.
Несмотря на модернизацию в 1990-х годах, производство электроэнергии на ГЭС-2 оставалось экономически невыгодным. Станция прекратила работу в середине 2000-х годов и была перепрофилирована в общественно-выставочное пространство.
Реконструкция ГЭС-2
Реконструкция ГЭС-2 началась в 2015 году и включала:
- демонтаж производственного оборудования;
- оборудование общественных пространств площадью 35 000 м² на двух подземных и четырёх наземных уровнях;
- восстановление стеклянной крыши по оригинальному проекту;
- установку систем сбора и очистки воздуха и дождевой воды;
- монтаж солнечных батарей, покрывающих около 10% энергетических потребностей комплекса.
Обновлённое здание открылось в августе 2021 года, а 4 декабря того же года здесь начал работу Дом культуры «ГЭС-2», открывая новую главу в истории этого объекта.
Больше информации об объектах культурного наследия и их реконструкции вы найдёте на нашем сайте.