Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации обладают уникальной ценностью для всей страны и являются важной частью всемирного культурного наследия. Отношения в сфере их сохранения, использования и государственной охраны регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон №73-ФЗ), а также другими нормативно-правовыми актами.
Объект культурного наследия и выявленный объект культурного наследия
Закон №73-ФЗ различает два ключевых понятия:
- Объект культурного наследия — объект, включенный в реестр объектов культурного наследия в установленном законом порядке.
- Выявленный объект культурного наследия — объект, обладающий признаками культурного наследия, который включается в перечень выявленных объектов со дня принятия решения региональным органом охраны.
Оба типа объектов подлежат государственной охране, что предполагает предотвращение их повреждения, разрушения, изменения облика и интерьера, а также защиту от незаконного перемещения и других негативных воздействий.
Установление ограничений и обременений
Государственная охрана объектов культурного наследия включает установление ограничений (обременений) на права собственности или иные вещные права. Эти требования разрабатываются в соответствии с положениями Закона №73-ФЗ и регламентируют сохранение, использование и доступ к объекту культурного наследия.
Порядок регистрации ограничений (обременений)
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), ограничения или обременения прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в заявительном порядке.
Росреестр в письме от 10.04.2015 №14-исх/04995-ГЕ/15 указал, что заявления о регистрации права собственности и ограничения должны подаваться одновременно, если соответствующие документы на момент подачи заявления уже оформлены. В противном случае регистрация права собственности будет приостановлена до устранения причин.
Государственная регистрация обременений может также осуществляться на основании заявления органов государственной власти или местного самоуправления, если ограничение возникло на основании их акта или договора.
Обременения при переходе прав
При отчуждении объекта культурного наследия или передаче прав владения ограничения, установленные в соответствии с Законом №73-ФЗ, сохраняются. Это касается и случаев реализации объекта в процедурах банкротства, обращения взыскания или иных случаях перехода права собственности.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор, предусматривающий передачу прав на объект культурного наследия, должен содержать обязательства нового правообладателя по выполнению требований, предусмотренных Законом №73-ФЗ и охранным обязательством.
Значимость охранных обязательств
Если в отношении объекта культурного наследия действует охранное обязательство, оно должно быть включено в договор как неотъемлемая часть. В случае отсутствия охранного обязательства договор должен содержать положения, регламентирующие сохранение и использование объекта.
Заключение
Регистрация прав на объекты культурного наследия — это сложный процесс, требующий строгого соблюдения законодательства. Выполнение всех требований гарантирует сохранность историко-культурной ценности и правомерность использования объектов.
Подробнее о работе с объектами культурного наследия можно узнать на странице объекты культурного наследия.